среда, 23 февраля 2011 г.

Назад в наши дни.

Футаро Ямада
(дата рождения - 4 Января 1922 года.)
Футаро Ямада – современный японский писатель, известный своими историями про ниндзя а также фантастическими романами, основанными на японских легендах. Его жанр – это историческая фантастика, а его персонажи – это легендарные исторические личности, известные ниндзя и самураи. В его историях они часто обладают сверхъестественными способностями. Благодаря его работам, многие исторические личности не были забыты, и остаются в памяти людей и в наши дни.
Один из его главных персонажей – известный самурай Дзюбей Ягю. Ямада сфокусировал свое внимание на его «12 потерянных лет», когда Ягю ушел в отставку и начал путешествовать, но никаких записей об его путешествии в истории не было. Ямада начал заполнять эти 12 лет своими рассказами про его путешествие по стране, в течении которого он выполнял секретные миссии сёгуната, попутно сражаясь с разными злодеями и силами тьмы. Одно из его самых первых и самых известных произведений был “Makai Tensho” (Демоническая эмиграция) в основу которого легла легенда о Амакусе Широ.



«Makai Tensho»
(1967 – выпуск романа, 1981 – выпуск первого фильма.)
Сюжет романа охватывает события Шимабарского восстания. Злой лорд Мори Сойкен сговорился с Амакусой, и когда лидер восстания был убит, Сойкен воскресил его и еще несколько известных самураев для противостояния сёгунату. Главный герой романа – Ягю Дзюбей Митсуйоши, посланный сёгунатом для уничтожения Амакусы и его восставших воинов. Среди воскрешенных были такие люди как Миямото Мусаши, Ягю Муненори и Хозоин Иншун. Роман получил множество адаптаций в фильмах, аниме, манге и даже в театральных постановках. Давайте остановимся на наиболее популярной адаптации - фильме.
По сюжету фильма, после своей физической смерти Амакуса заключил сделку с дьяволом, и вернулся в мир живых спустя 300 лет. Теперь обладая демоническими силами, а также сильной жаждой мести, Амакуса воскрешает самых знаменитых воинов Японии с помощью техники «Makai Tensho» (для воскрешения 1 человека требовалось принести в жертву 1 девушку) для помощи в борьбе с сёгунатом. Чтобы остановить их сёгунат посылает своих элитных воинов – Дзюбея Ягю (еще один знаменитый мечник наряду с Миямото Мусаши) и легендарного ниндзя – Хаттори Ханзо, лидера клана Ига.

Создание Samurai Spirits
(1993 год, выпуск первой игры из серии Samurai Spirits)


Разработчик – японская фирма SNK. Их название расшифровывается как «Shin Nihon Kikaku» или «Новый Японский Проект». После выпуска Street Fighter II, который стал очень популярным, SNK, видя перспективы развития жанра, начали выпускать свои файтинги, такие как Fatal Fury, Art of Fighting и World Heroes. Во всех этих играх, действие происходило в наши дни, поэтому очередной игрой должен был стать файтинг, действие которого разворачивалось бы в древней Японии, в эру сражений на мечах, самураев и ниндзя, демонов и богов, в эру легенд и мифов. Игру решили назвать Samurai Spirits (западное название - Samurai Shodown).
И конечно персонажи такой игры должны были использовать холодное оружие, которое еще никому не удавалось нормально реализовать в файтингах. Это был один из ключевых факторов успеха игры. Она выделялась среди других игр этого жанра наличием оружия.
Сюжет должен был быть построен на хорошо известных легендах и мифах, история Makai Tensho как раз подходила для этого, к тому же в играх она еще не разу не использовалась. Поэтому эта интерпретация легенды о Амакусе Широ и легла в основу сюжета игры. Далее, в сюжет были внесены небольшие изменения: Амакуса не воскрешал воинов, а только посылал различные бедствия на людей, а также он заключил сделку с темным богом Амброзией, и ценой за новую силу стала подготовка ритуала для прихода темного бога в мир живых.
После того, как дизайн главного босса (Амакусы) был закончен, разработчики стали разрабатывать игровых персонажей. Дизайны Амакусы и Дзюбея были взяты из фильма, так же как и дизайн ниндзя Хаттори Ханзо, который уже успел стать очень популярным персонажем многих фильмов и ТВ сериалов. Его роль играл всегда один и тот же актер – Сонни Чиба. Следующими кандидатами в персонажи стали еще двое очень известных японских воинов – Миямото Мусаши и его главный соперник Сасаки Коджиро. Но в игре, Дзюбей уже использовал стиль с двумя мечами, в то время как его настоящим изобретателем был Мусаши, Коджиро же использовал очень длинную катану, но к тому времени, в котором развивается сюжет игры, его уже не было в живых. Тогда разработчики решили пойти другим путем. Они просто придумали двух новых персонажей, которые были очень похожи на свои исторические прототипы, это были Хаомару и Юкё. Чтобы внести разнообразие, один из них стал использовать в качестве оружия катану, а второй длинный йай-меч. Впоследствии Хаомару решили сделать «главным героем», а так же главным «парнем с обложки» новой серии. В качестве «главной героини» и «девушки с обложки» было решено сделать персонажа айну. Айну - это этническая группа коренных жителей Эзо (Хоккайдо) часто сравнимая с американскими индейскими племенами. Они обосновались здесь еще до появления японцев, а так же имели немного иной цвет кожи (белый) и вели мирную жизнь в гармонии с природой и животными. Так был разработан дизайн Накоруру – жрицы айну, сражавшейся для защиты природы. Следующим персонажем решили сделать актера традиционного японского театра кабуки – Киоширо, боевого танцора кабуки в костюме льва. Очередной персонаж был взят из японской мифологии и представлял из себя ёкая (мифологического демона) – Ген-Ан. Он был похож на гоблина, а его немного жутковатый и забавный дизайн вызывал веселье.
В те времена была такая традиция, согласно которой в каждом файтинге должны были присутствовать персонажи из разных стран. И SNK не стали нарушать ее. Они немного поменяли сюжет таким образом, что Амакуса распространил свое влияние не только на Японию, но и на весь мир, так чтобы воины со всего света смогли отреагировать на это. Так появился Ван-Фу, китайский генерал, вооруженный мечом дао. Затем внимание разработчиков остановилось на манге «Rose of Versailles», главной героиней которой была женщина-фехтовальщица из Франции. Этот персонаж им очень понравился как владеющий фехтованием, равно как и новый женский персонаж, поэтому они сразу же «портировали» её в игру и назвали Шарлоттой. Что касается Америки, то на самом деле во время событий игры, она еще не была открыта. Но SNK снова изменили сюжет игры, и объявили что Америка уже существовала как государство. Придумать американского персонажа, вписывающегося в сюжетную линию было не так то просто. Но разработчики нашли оригинальный способ и сделали первого… американского ниндзя - Гальфорда, что-то вроде соперника Ханзо, который использовал в бою электричество и собаку в качестве помощника. Далее SNK планировали добавить персонажа-здоровяка, так как в файтингах всегда присутствуют большие персонажи занимающие большую часть экрана, но они не хотели делать очередной клон Зангиева из серии Street Fighter. Вместо этого они сделали персонажа-бандита или «толстого американского ниндзя» - Землетрясение, вооруженного кусаригамой. В отличие от Ханзо и Гальфорда он не носил форму ниндзя, предпочитая одеваться в «бандитском стиле», поэтому смесь такого дизайна, фан-фактора и ниндзюцу сделала из него очень оригинального персонажа. Третьим американским персонажем стал представитель коренных жителей Америки – индейцев. Но вместо классического индейца вооруженного томагавком, SNK снова пошли по более оригинальному пути и создали священного воина племени Майя, который использовал в бою божественные силы боевой маски – Там Тама. Его гигантский рост компенсировался приседающей боевой стойкой, также в его распоряжении был большой меч майя и набор мистических приёмов. На этом список игровых персонажей заканчивался.
Интересные персонажи это конечно хорошо, но что насчет главной составляющей любой игры – геймплея? Разработчики добавили в него элемент реалистичности, ведь в настоящем сражении на мечах каждый удар очень опасен, и наносит большие повреждения, поэтому и большинство сражений заканчиваются очень быстро. Поэтому разработчики учли это при разработке боевой системы. Атакуя сильными и медленными слешами, игрок открывается и становится очень уязвимым вражеских атак, в случае если он промахивается или его удар блокирует оппонент. А можно использовать более быстрые и слабые атаки, но они не наносят больших повреждений. На этом и был основан хорошо сбалансированный геймплей, который заключался в том, чтобы удачно подобрать момент для сильного слеша между более слабыми, а также ударами ногой. Еще один элемент геймплея: иногда 2 меча могли сталкиваться друг с другом, и тогда побеждал тот, кто наберет большее число нажатий на кнопки за короткий промежуток времени. Проигравший же лишался своего оружия, и ему приходилось драться голыми руками (но он также имел возможность схватить оружие врага руками и выкинуть его). А также каждое оружие имело запас прочности, и со временем оно могло сломаться.
Еще одна уникальная особенность геймплея – Rage System (шкала ярости). Ее идея была в том, чтобы противопоставить ее классическим шкалам энергии, которые присутствовали в большинстве файтингов, и заполнялись с каждым нанесенным ударом. Вместо этого в Samurai Spirits шкала ярости заполнялась с каждым полученным ударом, и в зависимости от ее состояния кожа персонажей приобретала красноватый оттенок. После того, как шкала полностью заполнялась, кожа персонажа становилась полностью красной, а все его атаки на некоторое время становились сильнее. Таким образом, игрок, находившийся под длительной атакой соперника, набирал ярость быстрее, и имел преимущество в контратаке. Наконец, скорость заполнения шкалы ярости зависела также от уникального темперамента каждого из персонажей. Реалистично? Да.
В игру также перекочевала система зума из другой игры от SNK, Art of Fighting. Изображение отдалялось по мере отдаления персонажей друг от друга. Это добавляло сражениям динамичности.
Такая игра просто обязана была иметь богатую атмосферу древней японии. Поэтому созданию неповторимой глубины и атмосферы разработчики уделили особое внимание. Арены были сделаны на основе известных реально существующих мест, например место, где произошла знаменитая битва Миямото Мусаши и Сасаки Коджиро, сцена театра кабуки, земли айну, поле боле и даже знаменитый американский Великий Каньон. Музыку для игры написали специально на традиционных японских инструментах, таких как шамисен, шакухачи, барабаны и флейты, а также традиционные крики кабуки.
Также в игру добавили еще двух неигровых персонажей: персонажа-судью, следившего за поединками – таинственного Куроко, с ног до головы одетого в черное. (как помощники в театре кабуки). Он объявлял начало и конец поединка, а так же подавал сигналы в случае удачных атак согласно тысячелетним правилам: поднимая красный флаг в случае удачной атаки одного из оппонентов, и белый флаг в случае удачной атаки второго. Второй неигровой персонаж – гонец Хикьяку, переодически пробегающий по арене и выбрасывающий различные предметы, такие как еда (восстанавливающие здоровье), бомбы (наносящие повреждения) и сокровища (добавляющие очки). Это добавляло в игру интерактивности.
Ко всему прочему в игре присутствовали животные-помощники (собака Гальфорда, ястреб Накоруру), которые являлись действительного эксклюзивной особенностью этой серии, и остаются ей и по сей день.
Следуя самурайской атмосфере, игра имела и соответствующий уровень жестокости. В игре присутствовала кровь и возможность убить своего оппонента в конце поединка. Проигравших в буквальном смысле разрубали пополам.
Иллюстрациями к игре занимался один из самых талантливых художников SNK – Эйджи Широ. Именно он рисовал иллюстрации к этой и всем последующим играм серии, хорошо узнаваемые своим японским каллиграфическим стилем.
Ну и наконец разработчики придумали очень оригинальный способ демонстрации списка приёмов – в качестве компенсации за поражение проигравшему игроку показывали один из спец приёмов его персонажа на экране продолжения. Это делало игру более дружелюбной к новичкам.

Перевод: R3z.

15 комментариев:

  1. Еще в СССР началась повальная мода на этих ниндзя. Хотя, впрочем, хватило запала до 2000-х.

    ОтветитьУдалить
  2. особо никогда не интересовался Японией, но почитаю

    ОтветитьУдалить
  3. Запал есть и по сей день! (прилагаю огромную ссылку с маленьким содержанием)
    http://leprastuff.ru/data/img/20110223/58306570bc073db9984360a3d4342eac.gif

    ОтветитьУдалить
  4. Добротная статейка. Но не люблю я япошек

    ОтветитьУдалить
  5. Вот бы ещё японский знать.

    ОтветитьУдалить
  6. мне нравится вашь стиль перевода, так держать

    ОтветитьУдалить
  7. Заинтересовало, надо бы почитать на досуге)

    ОтветитьУдалить
  8. Японцы народ интересный, очень

    ОтветитьУдалить
  9. думаю, что японцы по духу далеки от россиян...и в литературе тоже

    ОтветитьУдалить
  10. безумная у них философия

    ОтветитьУдалить