вторник, 22 февраля 2011 г.

С чего же все начиналось?

А начиналось все с одной японской легенды, которую я вам сейчас расскажу, но для начала немного истории:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ - "ПРЕДИСЛОВИЕ"

Франциск Ксавьерий.

(1506. Рождение Францисска Ксавьерия)
Франциск Ксавьерий был наваррийским христианским миссионером римско-католической церкви и сооснователем Общества Иисуса (ордена Иезуитов). Франциск Ксавьерий посвятил большую часть своей жизни миссии в отдалённых странах. В декабре 1547 г. в Малакке Франциск Ксавьерий знакомится с японцем из Кагошимы по имени Анджиро. Анджиро услышал о Франциске в 1545 г. и отправился в путешествие из Кагошимы в Малакку специально, чтобы встретиться с ним. Будучи преследуемый убийцами, Анджиро бежал из Японии. Он раскрыл свое сердце Ксавьерию, рассказав про свою жизнь, обычаи и культуру своей родины. Анджиро был самураем, и предоставил Ксавьерию опытного переводчика и посредника для путешествия в Японию. С этим у него появилась реальная возможность отправиться в Японию.

Ксавьерий прибывает в Японию 15 августа 1549 г. Он сходит на берег в главном порту Кагошимы, провинции Сатсума (остров Кюшу). Он был тепло встречен и оставался гостем семьи Анджиро до октября 1550 г. С октября до декабря 1550 г. он живёт в Ямагучи. Во время его прибытия, Япония была охвачена гражданской войной. Но, ни у Императора, ни у сёгуната Ашикага не хватало сил, чтобы захватить власть. Перед самым Рождеством Ксавьерий отправляется в Киото, но ему не удаётся встретиться с Императором. В марте 1551 г. он возвращается в Ямагучи. Здесь ему было разрешено проповедовать перед даймё, но так как он не знал японского языка, он вынужден был ограничиться чтением вслух перевода катехизиса.
Ксавьерий был хорошо принят монахами секты Сингон так как он использовал японское слово «Дайничи» для обозначение Христианского Бога. После того, как он узнал больше нюансов о религиозном значении этого слова, он поменял его на «Деус», от латинского слова «Deus». Монахи секты понимали, что Ксавьерий проповедовал соперническую религию. В конце концов, его более чем двухлетняя миссия в Японии оказалась успешной. В Хирадо, Ямагучи и Бунго образовались христианские иезуитские общины. В это же время он предсказал рождение будущего христианского лидера в Японии. Потом он решил покинуть Японию и снова вернуться в Индию.

Рассвет христианства в Японии.
(1549. Появление христианства в Японию)
Как вы уже знаете, христианство было принесено в Японию Францисском Ксавьерием в период Муромачи. Христианство широко распространялось, особенно в прибрежных городах, таких как Нагасаки. Японские христиане стали называться "киришитаны", а их символ, распятие был назван "курисуту". Иезуиты отправились к даймё на юго-западе Японии, и успешно обратили некоторых из них в свою веру. Одна из причин по которой они приняли новую веру - это торговля с Португалией, в которой иезуиты выступали в роли посредников. Поняв это, иезуиты начали сближаться с местными лордами, предлагая выгодную торговлю и экзотические дары, веря, что это очень эффективный способ донести веру до простых людей через влияние правителей. Во времена гражданской войны иезуиты получили поддержку сёгуната, в то же время император издал указ о запрете христианства. В результате войну выиграли силы объединения. Ода Нобунага, один из объединителей умерший в середине объединения страны, дозволял христианство. Его правопреемник Тойотоми Хидейоши, который стал правителем объединенной Японии, уделял особое внимание иностранным угрозам, поэтому относился к христианству с подозрением, но не хотел прекращать выгодные торговые отношения с Испанией и Португалией.
В те годы, многие даймё часто принимали христианскую веру, чтобы получить селитру, используемую для создания пороха. Кроме того, они продавали японских женщин в рабство иезуитам за порох (Около 500,000 японских девушек было продано на рынки рабов в Европу и Южную Америку).
В 1587 году Хидейоши стал обеспокоен этим. Он приказал остановить торговлю рабами и вернуть всех проданных женщин, введя "Bateren-tsuiho-rei" (Приказ об Искуплении). Наконец, только в 1596 году иезуитские священники запретили торговлю рабами как внутри страны, так и за ее пределами.

Сёгунат Токугава.
(1600. Основание сёгуната Токугава.)
После смерти Тойотоми Хидейоши, в 1600 году власть захватил Токугава Иеясу. Он недолюбливал христианство, но отдал приоритеты торговле с Португалией и Испанией. Он пытался добиться контроля над торговлей с католическими странами, подавляя при этом власть миссионеров в стране.
Позднее, в период Эдо Сёгун Токугава Иеясу осознал, что христианство представляло политическую угрозу его режиму, и в 1612 году он ввел первый антихристианский указ, а в 1614 году он окончательно решил запретить католицизм. В середине 1600 годов начались гонения всех европейских миссионеров из страны, а так же массовые казни японцев, принявших христианскую веру. Это стало концом открытого христианства в Японии. Правительство использовало Фумие чтобы выявить католиков и их сторонников среди народа. Фумие - это картины с изображением Девы Марии и Христа, на которые заставляли наступать. Те люди, которые отказывались это делать - объявлялись католиками и ссылались в Нагасаки. По законам Эдо, их заставляли отречься от христианства. Те, кто отказывался сменить веру, подвергались пыткам. Многие из них, кто так и не отрекся от своей веры, были казнены на горе Унзен в Нагасаки.

Христианство вне закона.
(1614. Запрет христианства в Японии)
Начавшиеся в 1614 году систематические гонения и преследования христиан встретили упорное сопротивление, несмотря на уход более половины духовенства. Главной силой сопротивления были не несколько священников, а целые, организованные сообщества. Малочисленные представители духовенства и христианская церковь, вынужденная скрываться и работать подпольно, все еще были способны вербовать новых членов из простого народа. Даже японские дети вызывали восхищение португальцев, принимая активное участие в сопротивлении. Но несмотря на это, к началу 17-го века Нагасаки все еще оставался центром христианства. Так же христианские объединения были найдены в Шимабаре, Кинае и Эдо.

Провинция Шимабара
Благодаря усилиям Отца Льюиса де’ Альмейда, а так же поддержке христианских даймё Кониши Юкинаги и Аримы Харунобу в начале 1569 года, полуостров Шимабара, расположенный к юго-востоку от Нагасаки, и острова Амакуса стали родным домом для тысяч христиан. В результате, многие местные жители приняли христианство. В итоге, к февралю 1614 году, почти вся эта территория стала христианской.
После того, как Тойотоми Хидейоши, разгромил лорда Кониши в 1614 году, остров Кюшу перешел во владения лорда Матсукура Шигемаса, жестокого тирана, которого волновало лишь свое продвижение по службе. Он также разрабатывал несколько строительных проектов. Одним из таких проектов был новый замок в Шимабаре. Для его постройки, он отбирал у крестьян почти все, что у них было. В дополнении к высоким налогам, которые включали ежегодную дань риса, пшеницы и ячменя, крестьяне должны были отдавать около 80% своего урожая и скотины. Губернатор Нагасаки, лорд Теразава Хиротака также облагал христианских фермеров небольшого городка Шимабара высокими налогами и заставлял жителей строить массивный замок в Шимабаре, который был закончен в 1625 году. Но это были далеко не единственные из жестких условий лорда Теразава. Крестьян Шимабары и Амакусы всячески ущемляли в правах из-за иностранной веры, а тех, кто нарушал законы, сразу казнили. Недовольных объявляли христианами, затем пытали и казнили. Самыми простыми видами казни были распятие и повешение. А некоторых даже раздевали и опускали в бассейн с кислотой на вершине горы Унзен, заживо сжигали в соломенной одежде, топили и подвергали другим ужасным казням и пыткам.
После смерти лорда Теразава Хиротака в 1633 году, его сын Теразава Катаката, лорд острова Амакуса объединился с лордом Матсукурой, и устроил массовые казни тех, кто отказывался платить налоги. На них надевали соломенное пальто (по-японски «мино») и поджигали. Согласно Николасу Коекбейкеру, главе голландской торговой компании в Хирадо, японцы называли агонии жертв «mino odori» (танцы в пальто).
Живя в полной нищете и страхе, не в состоянии выносить постоянные издевательства и тиранию местных правителей и офицеров лорда Матсукура, крестьяне отчаянно искали своё спасение. И нашли его в молодом христианине, которого звали Масуда Широ, который был более известен как Амакуса Широ Токисада (天草 四郎), вскоре ставший лидером восстания.

Амакуса Широ Токисада
(1621-1638 годы жизни)
Масуда Широ Токисада родился в 1621 году в самурайской семье на острове Амакуса (в наши дни Ками-Амакуса), Кумамото (владения Хиго). Его отец, Масуда Джинбей Йошитсугу (христианское имя - Петр), жил в Охъяношиме и был подчиненным Кониши Юкинаги, возможно именно поэтому он и принял христианскую веру. Масуда Широ так же был крещеным, и его христианское имя Джером (Иероним) (по некоторым источникам Франциско). Говорят, что Масуда показывал нечеловеческую силу, когда требовалось защитить жителей Шимабары. Он так же был очень красивым и привлекательным молодым человеком с женскими чертами лица.
Масуда был хорошо образован, и имел все шансы поступить учиться в Нагасаки. Изучая астрологию и медицину, он смог научится предсказывать будущее и лечить болезни. Причина, по которой именно он стал лидером повстанческой армии, была не только в его внешности и знаниях, но и в его божественной силе. Люди называли его мессией, «Посланником Небес». Люди рассказывали, что к нему прилетали и садились на руку птицы, что он мог ходить по воде, извергать изо рта огонь и даже парить в воздухе. Даже те, кто сомневались в его божественной силе, все равно уважали его как человека.
Масуда Широ и его ронины, взяли себе имена различных мест полуострова Шимабары и островов Амакусы. Они стали известны как: Амакуса Широ Токисада, Чиджива Сакуса-эмон, Арима Гёбу, Ариэ Кенмотсу, Кучинотсу Сахёэ, Охьяно Генсатсу, Мори Соуи, Сензоку Зен-эмон, Хондо Тадзима, Шики Танго, Сумото Сакё; Это были те, кто руководил повстанческой армией.

Начало восстания в Шимабаре.
(1637. Восстание в Шимабаре)
15 октября 1637 года мятежники собрались в деревне Кучинотсу, в южной части полуострова Шимабары и готовились к восстанию. В их число входили крестьяне Шимабары и островов Амакусы, "Korobi Kirishitan" (христиане, которых силой заставили отречься от своей веры), огромное количество ронинов (самураев без хозяина), а так же бывшие вассалы побежденного и казненного в 1600 году христианского даймё Кониши Юкинаги.
Все началось с того, что дочь одного из крестьян была схвачена, раздета, и избита раскаленными прутьями за неуплату налогов. Разгневанный отец отомстил за нее, убив одного из местных дайканов (сборщиков налогов) и его компаньонов. Это послужило началом восстания, назад дороги не было! Разгневанные крестьяне, вооруженные только мечами, вилами и камнями направились к замку в Шимабаре. Они сожгли город дотла, убив губернатора и более тридцати дворян.
8 ноября, сразу после отплытия португальского «Черного Корабля», испуганные этими событиями власти Нагасаки бежали из города. Вскоре они добрались до столицы Эдо и рассказали о разгорающемся восстании. Не вдаваясь в подробности, лорд Матсукура Шигемаса и даймё Нагасаки сразу же собрали армию и выступили. Повстанческая армия, обосновавшаяся на юге Шимабары, получила поддержку людей островов Амакусы, и в общей сложности насчитывала около 37000 человек.
Историческая заметка: Считалось, что восстание в Шимабаре было вызвано гонением и преследованием христиан, но на самом деле люди восстали, чтобы освободится от тирании. Это и послужило окончательному разрыву политических отношений с католическими странами.
Нагасаки считался очень важным городом, поэтому лорд Терезава Катаката быстро выслал подкрепление для его защиты. По его приказу, для надзора за жителями, вокруг Нагасаки были разбиты лагеря где расположилась 40-тысячная армия. Никто в городе не мог свободно передвигаться без предоставления документов. Лорд Теразава так же выслал 9 дворян и 3000 самураев из северного Кюшу для сражения с мятежниками с Амакусы. Но спустя всего 2 дня, мятежники уничтожили этот отряд, убив около 2800 человек в битве 27 декабря.
2 января 1638 года лорд Матсукура и лорд Теразава выступили из города Шимабары в сопровождении 500 самураев. А так же для защиты реки, ведущей к Нагасаки, прибыло 800 самураев на четырех военных кораблях. В этот же день еще 800 самураев из Хизена прибыли в Ишаю, расположенную возле Шимабары. Даймё основали свои штабы в деревне, расположенной в нескольких милях от замка Шимабары и ожидали прибытия императорской армии из Эдо. Битва состоялась 3 января. Мятежники с островов Амакусы понесли огромные потери и все выжившие вынуждены были отступить. Позднее, они все присоединились к повстанческой армии Амакусы Широ.

Захват замка Хара
(конец 1637 – начало 1638 года)
Мятежники быстро увеличивали свои ряды, силой заставляя людей на захваченных территориях присоединятся к ним. Они начали осады замков Томйока и Хондо, принадлежащих клану Терезава, но когда победа уже была близка, им пришлось отступить из-за прибывшего подкрепления из соседних провинций Кюшу. Затем мятежники пресекли море и начали осаду замка Матсукуры Катсу в Шимабаре, но снова были отброшены. В ярости, мятежники заняли пустующий замок Хара в южной части полуострова. Они наскоро восстановили и укрепили его и вскоре на стенах замка появились христианские знамёна и большие деревянные кресты, они также окружили замок частоколом, используя древесину со старых лодок, на которых они пересекли море. Теперь у них было убежище а также оружие и провизия, украденные из замка Матсукуры. В итоге, внутри большого замка с огромными стенами и тремя рвами они собрали под свое христианское знамя войско, общей численностью около 35,000 человек, не считая женщин и детей.
Вскоре после начала восстания, во многих городах и сёлах христиане снова начали заявлять о своей вере. На многих христианских знамёнах, были изображены надписи на португальском такие как "Louvada seia o Santissimo Sacramento" и "San Tiago." Это наглядно показывало Токугаве Иемитсу их «измену». Но они не были предателями, а лишь отчаянным народом, восставшим против своих алчных и жестоких правителей.

Осада замка Хара
(конец 1637-начало 1638 года)
Правительство Бакуфу и Токугава Иемитсу пологали, что восстание не представляет большой угорзы. 5 декабря 1637 (спустя 2 месяца после начала восстания) даймё из Кюшу - Итакура Шигемаса, получил приказ о нападении на замок Хара. Объединенная армия ближайших провинций, под командованием сёгуната во главе с Итакурой Шигамаса, численностью свыше 10,000 человек перешла в наступление и начала осаду замка. Легендарный мечник Миямото Мусаши присутствовал в этой армии в качестве советника Хосокавы Тадатоши.
Вооруженные всего лишь несколькими ружьями, мечами и копьями мятежники уничтожили большую часть правительственной армии почти без потерь. В ответ, лорд Матсукура приказал начать обстрел замка из артиллерийских орудий, снятых с кораблей в Нагасаки. Он так же запросил помощи у Голландии, которая снабжала их оружием и порохом. Глава голландской торговой компании в Хирадо, Николас Коекебеккер выслал пушки, порох и снаряды, а так же, по запросу правительства Токугавы, отправил голландское военное судно «de Ryp», причалившее вблизи замка. Все высланные орудия были сгруппированы в батареи, и начали бомбардировку замка. Обстрел продолжался 15 дней, но не принес желаемых результатов. По свидетельству современных источников, одно из ядер влетело в башню, где Широ держал военный совет, и оторвало ему рукав одежды. Вскоре голландский военный корабль был отозван из-за потери 2 матросов и провокационного сообщения, посланного мятежниками. В нем говорилось:
«Не стыдно ли вам звать на помощь иностранцев, для борьбы с нашей небольшой армией? Или нет больше на свете храбрых воинов?»
1 Января 1638 года, в результате допущенных ошибок в плане нападения, Итакура был убит. Спустя 4 дня, пока мятежники все еще праздновали свою «победу» в замок проникли 10 воинов ниндзя из провинции Ому. Каждую ночь, в течении 2х недель они занимались шпионажем, тайно добывали информацию о враге, а так же достали чертежи и карту замка. Затем, спустя 15 дней отправили детальный отчет в Эдо.

Мудрость Изу
(Февраль 1638-Апрель 1638)
Видя как мятежники уничтожают правительственные силы, правительство Бакуфу наконец осознало всю серьезность ситуации. Оно поручило командование «Мудрости Изу», Матсудайре Нобутсуне, одному из самых талантливых полководцев сёгуната. Он собрал новую армию из бежавших солдат и атаковал замок Хара 28 февраля 1638 года.
Но мятежники продолжали сопротивление, они держались уже несколько месяцев, в то время как правительство несло огромные потери. Дороги и поля вокруг замка были просто усыпаны телами погибших. Многие из них просто погибли от холода, так ни разу и не выстрелив. Ко всему прочему, мятежники совершали нападения на правительственные силы, как например 3 февраля, мятежники перешли в наступление, убив около 2,000 войнов Хизена, губернатора и множество дворян. Крестьяне, под предводительством Амакусы Широ, долгое время сдерживали силы сёгуната, но у них потихоньку начали заканчиваться запасы еды и амуниции, поэтому они были вынуждены голодать.
Но к середине февраля правительство окончательно подавило восстание на островах Амакуса. Около 50-ти мятежникам удалось бежать и пересечь границу Шимабары. Они присоединились к мятежникам в замке Хара и начали готовиться к финальному сражению. Оно началось 10 марта. Сёгунат собрал огромную армию (около 200,000 человек) под командованием лорда Итакуры Шигемасы, в их число входили: 30,000 воинов из Чикузена, 40,000 из Хиго, около 25,000 из Чикуго, 2,700 из Бунго, 3,000 с островов Амакусы, почти 5,000 из Омуры, 3,000 из Хирадо а так же чуть больше 500 человек, из армии лорда Теразавы.
К апрелю, осталось около 27,000 мятежников, и 125,000 солдат сёгуната. Истощенные голодом и длительной осадой, мятежники все еще держали инициативу. 4 апреля они совершили ночное нападение на силы Хизена, Бунго и Чикуго и потеряли 380 человек. Но силы сёгуната взяли в плен нескольких выживших, а также предателя Ямада Уемонсаку. От них они выяснили, что запасов в замке осталось лишь на 70 дней, а у внешней защиты закончился порох и боеприпасы. Узнав это, армия Хизена перешла в наступление и разгромила внешнюю защиту замка 12 апреля 1638 года.

Падение замка Хара.
(Апрель 1638)
12 апреля 1638 года армия Хизена, под командованием клана Курода начала штурм замка, и захватила внешнюю защиту. Мятежники несли огромные потери, но продолжали сопротивление. И 15 апреля были окончательно разбиты.
В результате последнего, самого жестокого и безжалостного сражения 15 апреля, замок был охвачен пламенем. Но около 6,000 мятежников предпочли лучше сгореть, чем сдаться. Многие из них даже бросали в огонь своих детей, чтобы те не попали в руки сёгуната. После захвата замка, сёгунат казнил более 37,000 предполагаемых мятежников и их сторонников. Ни один мятежник не выжил в битве за замок Хара. Тех, кто успел бежать из замка, позднее нашли и казнили. Амакуса Широ так же был убит одним из самураев армии Кумамото Хосокавы. Его голова была доставлена в Нагасаки на публичную демонстрацию для предупреждения христианских восстаний в будущем. Его предсмертные стихи: «Ima rōjō shiteiru mono wa, raise made tomo to naru.» ("Те, кто были моими спутниками в этом осаждённом замке, станут моими друзьями в следующей жизни").
В последние 2 дня этого кровавого сражения, было обезглавлено около 10,800 мятежников. Их головы были разбросаны по полю, возле стен разрушенного замка Хара. Бесчисленное количество раненых, а также слуг, оплакивающих своих умерших хозяев на дорогах, ведущих из Шимабары, были хорошим доказательством всей жестокости этой войны.
Замок Хара был разрушен, сожжен, и сровнен с землей вместе со всеми погибшими, а территория Шимабары и островов Амакусы была разделена между несколькими даймё.


Последствия восстания.

В распространении восстания сёгунат подозревал западных католиков, поэтому все иностранцы, включая португальцев, вынуждены были покинуть Японию. После подавления восстания сёгунат был вынужден принять крайние антихристианские меры, в результате христианство стало подпольной религией. Все Японские семьи должны были зарегистрироваться в местных синтоистских и буддистских храмах и наглядно показывать свою ненависть к христианской религии. Восстание в Шимабаре еще долго оставалось в памяти людей как самый крупный военный конфликт за всю историю Японии вплоть до 1860х годов.








Легенды

Со смертью Амакусы Широ его история заканчивается, и начинаются легенды. В Японии его легенда так же популярна как например легенда о короле Артуре в европе. Она породила множество вариаций на эту тему. Некоторые считают что его обезглавили, другие говорят, что когда армия ворвалась в замок его уже там не было, кто-то утверждает что его тело исчезло в языках пламени вместе с замком. По легендам, после смерти его дух вернулся в наш мир, чтобы отомстить. Но что на самом деле случилось, мы возможно никогда и не узнаем.

Перевод: R3z. Оригинал статьи тут.

11 комментариев:

  1. ты сам все это перевел?
    захватывающе

    ОтветитьУдалить
  2. Да, переводил когда-то. Вот собираюсь возобновить перевод.

    ОтветитьУдалить
  3. А я не мечтаю о японии я мечтаю о европе ))))Подписывайтесь на мой блог!))))

    ОтветитьУдалить
  4. *__* Это шикарно! Прочитал, не отрывая глаз!

    ОтветитьУдалить
  5. Класс, жду еще подобных статей

    ОтветитьУдалить
  6. Большой труд. Да и хорошо подобрал информацию, подобрал и совместил)

    ОтветитьУдалить
  7. На самом то деле я только перевел.

    ОтветитьУдалить